В ходе проведенного расследования выяснилось, что в таком объеме персональные данные не хранились ни в одной из баз данных. Их можно было получить либо от знакомых, либо от соседей. Осталось понять как.

В то же время городская полиция доносила о странностях. На остановках общественного транспорта, в метро, торговых центрах и магазинах, в которых стояли терминалы пополнения всевозможных банковских карт, проездных билетов, оплаты всевозможных счетов, все чаще и чаще стали появляться пожилые люди, которые просили тех, кто платил за ту или иную услугу, показать как они это делают, мотивируя тем, что им непонятно как это сделать.

Было неясно, связаны ли эти события между собой.

Один раз пришло сообщение со станции метро М. Возле платежного терминала была замечена бабушка, которая просила посмотреть, как осуществляется платеж, причем делала это весь день и каждый раз, отходя от терминала, что-то записывала в маленьком блокноте.

Курсант местной полицейской школы попросил ее предъявить содержимое блокнота, а когда она отказалась, доставил ее в отделение полиции.

В блокноте же было обнаружено следующее:

«Мужик 30-35 лет с мальчиком 12-13, пополнил номер +Х ХХХ ХХХ ХХ ХХ, звонил, сказал, что пополнил, обращался — Лена».

Результат? Имеем номер и имя владелицы, с большой вероятностью подозреваем, что у неё есть муж 30-35 лет и сын 12-13 лет. Подбирать схему мошенничества с использованием мобильника — очень полезная информация. А если он по ходу дела невзначай упомянул имя мальчика — вообще сливай воду. («Ты что ли Ленка будешь?! Слушай сюда, этот твой щенок Антон мне лобовуху в машине раскокал, а ну быстро мне три штуки на номер такой-то положила! Только попробуй не положить, ща вот услышишь, как он у меня орать будет!!»)

И таких записей в блокноте было более десятка.

— Господин советник, что будем делать? — спросил император.

— Предупредить о такой форме мошенничества по всей планете, по радио и телевидению, дать статьи в газеты. Безусловно, мы не сможем добраться до организаторов, но волну собьём.

Прошло не так много времени, волна мошенничества улеглась. Надолго ли?

Из личного опыта могу сказать, что такие вот старушки и старики — не редкость. В моей практике был случай, когда при попытке снять деньги в банкомате мне пришлось буквально «послать» бабушку, которая упорно пыталась рассмотреть PIN-код платежной карты из-за моего плеча, а когда ей это не удалось, она долго и упорно орала на весь магазин, что вот ходят тут такие, как я, и обижают стариков.