Размышления о состоянии информационной безопасности на Украине -2

Актуальность проблемы обеспечения безопасности информации в информационно-телекоммуникационных системах, прежде всего, обусловлена тем, что в настоящее время информационные ресурсы, информационная инфраструктура и информационные технологии в значительной степени определяют уровень и темпы социально-экономического, научно-технического и культурного развития страны.

Уровень развития и безопасность информационного пространства, которые являются системообразующими факторами во всех сферах национальной безопасности, активно влияют на состояние политической, экономической, оборонной и других составных национальной безопасности каждого государства.

В то же время обеспечение информационной безопасности представляет собой важную самостоятельную сферу.

Во-первых, это связано со стремлением каждого государства реализовать и защитить собственные интересы в условиях глобализации мировых информационных процессов.

Во-вторых, национальное информационное пространство необходимо не только развивать, но и защищать от широкого спектра существующих угроз для информации.

В-третьих, существует реальная потребность защиты всех субъектов информационных отношений от возможных негативных последствий внедрения и использования информационных технологий.

Поэтому развитие любой страны как суверенного, демократического, правового и экономически стабильного государства возможно только при условии обеспечения информационной безопасности всех субъектов информационных отношений.

Что касается угроз информационной безопасности (ИБ), то необходимо отметить, что даже подробнейший перечень способов их реализации всегда будет неполным. Развитие информационной инфраструктуры государства, создание и внедрение новых информационных технологий влечет за собой не столько устранение существующих угроз, сколько возникновение новых. Наиболее важными из них являются преднамеренные угрозы, источником которых могут быть объективные и субъективные расхождения духовных, интеллектуальных и материальных интересов субъектов информационных взаимоотношений, а также путей, форм и методов их удовлетворения, которые порождают конфликтные ситуации.

Такие ситуации могут возникать на всех уровнях общественной структуры государства и зачастую приводить к информационной борьбе противоборствующих сторон. При этом побеждает та сторона, которая в борьбе за достижение своих целей более эффективно использует информацию и каналы информационного влияния.

Как объективно существующий феномен, информационная борьба имеет свою цель, объекты, закономерности, способы и приемы. Их знание, учет и рациональное использование является залогом решения задач противоборствующих сторон.

Цель информационной борьбы может быть достигнута обеспечением преимущества в решении комплекса взаимосвязанных задач. А именно: целенаправленное влияние на общественное сознание, информационные ресурсы и информационные процессы в информационных и телекоммуникационных системах и защита от внешнего влияния общественного сознания, информационных ресурсов, информационных и телекоммуникационных систем.

При обострении конфликтов информационная борьба может перерасти в информационную войну. Информационная война ведется с помощью информационного оружия, показателями которого являются целеустремленность, избирательность, рассредоточенность, масштабность действия, скорость доставки, комплексность действия и влияния на объекты нападения, к которым относятся:

  • ·         система формирования общественного сознания (общественный характер, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и пр.);
  • ·         индивидуальное сознание и подсознание граждан, которые могут подпадать под целенаправленное отрицательное влияние;
  • ·         права и свободы социальных субъектов страны в сфере производства, получения, обработки, сохранения, распространения и использования информации, защиты конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности;
  • ·         информационные ресурсы и информационная инфраструктура, к которым относятся центры накопления, обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы систем и сетей, в том числе систем и способов защиты информации.

К основным способам реализации угроз информационной безопасности относятся:

  • ·         манипулирование информацией (дезинформация, утаивание или искажение информации);
  • ·         нарушение установленного порядка информационного обмена, несанкционированный доступ или необоснованное ограничение доступа к информационным ресурсам, противоправный сбор и использование информации;
  • ·         разрушение информационного пространства страны или его использование в антигосударственных интересах;
  • ·         информационный терроризм, например, распространение компьютерных «вирусов», установление программных и аппаратных закладных устройств, внедрение радиоэлектронных приборов перехвата информации в технических средствах и помещениях, незаконное использование информационных и телекоммуникационных систем и информационных ресурсов, навязывание фальшивой информации и пр.

Непосредственным результатом негативных информационных влияний является искажение информации, что приводит к деформации и/или разрушению информационной среды государства и его информационных ресурсов, невозможности функционирования важных государственных, производственных, финансовых, научных и общекультурных систем и, в конце концов, к потере национального информационного суверенитета.

Реализация угроз и нанесение вреда информационным ресурсам имеют тяжелые экономические последствия для страны — от потери управляемости до полного разрушения информационной инфраструктуры, что приводит к резкому снижению темпов социально-экономического, научно-технического и культурного развития общества. Снижение качественных параметров информационных ресурсов усложняет принятие самых важных политических и экономических решений и при формировании государственной политики ведет к подрыву авторитета органов государственной власти в обществе и на международной арене, нарушению функционирования системы государственного управления и контроля техногенно-опасных объектов, систем управления войсками и т.п.

Недостаточный уровень защищенности информационных ресурсов страны приводит к тяжелым экономическим потерям за счет обесценивания и потери их товарной части — промышленных и информационных технологий, а также к нанесению значительного вреда национальной безопасности в целом вследствие возможных нарушений нормального функционирования систем связи, контроля и управления, утечки информации, содержащей государственную тайну, и т.п.

Преднамеренные или неумышленные ошибки при формировании и реализации стратегии создания и использования информационных ресурсов стран создают угрозу информационной безопасности личности, как со стороны органов власти, так и со стороны посторонних лиц или группировок, нарушают баланс отношений между обществом и государством, а также между государствами, содействуя одному и тому же — возрастанию политической напряженности, созданию условий для возникновения социальных, национальных, религиозных и других конфликтов.

Нарушение или ограничение доступа граждан к информации общего пользования (библиотеки, информационные центры, базы данных и т.д.), что справедливо считается национальным достоянием страны, приводит к замедлению темпов культурного и социального развития общества.

Таким образом, анализ проблем информационной безопасности показывает, что к наиболее общим относятся проблемы поддержания необходимого объема и качества информационных ресурсов, разработки стратегии их использования и соответствующих информационных технологий, создания адекватной информационной инфраструктуры, поддержки безопасности информации в информационных и телекоммуникационных системах и борьбы с негативными информационными влияниями на личность, общество и государство в целом.

А теперь с учетом сказанного посмотрим на то, как обеспечивается информационная безопасность на уровне государства на Украине.

Как уже было сказано выше «непосредственным результатом негативных информационных влияний является искажение информации, что приводит к деформации и/или разрушению информационной среды государства и его информационных ресурсов, невозможности функционирования важных государственных, производственных, финансовых, научных и общекультурных систем и, в конце концов, к потере национального информационного суверенитета.»

Что имеем мы в информационном пространстве нашего государства?

На телевидении, которое до сих пор является, наверное, самым массовым средством доставки информации, а говоря откровенно, промывания мозгов, сегодня мы имеем засилие зарубежных передач как новостного, так и аналитического и развлекательного характера. За 20 лет самостоятельности Украина так и не смогла создать свои теле и радиопрограммы, фильмы и т.д.

В обществе пропагандируется ущербность Украины как государства «мы маленькие, несчастные, нас все бьют и требуют». На государственном уровне процветает поклонение предательству (Мазепа), поражению в битвах («герои Крут», бездарно брошенные своими же начальниками, «битва» под Бродами, в которой фактически была разбита дивизия СС «Галичина» воинами доблестной Красной Армии и т.д.). Все это невольно порождает такие же пораженческие настроения в обществе, желание продать и предать кого-либо, так как это выгодно и похвально (Мазепа).

Нарушение или ограничение доступа граждан к информации общего пользования (библиотеки, информационные центры, базы данных и т.д.), что справедливо считается национальным достоянием страны, приводит к замедлению темпов культурного и социального развития общества.

Тут просто говорить не о чем. Достаточно посмотреть в каком состоянии находятся наши библиотеки и школы. Ведь именно в школе закладываются основы патриотизма и идеологии.

Опять таки, сошлюсь на опыт соседней страны, России. Недавно мне попался сборник мультфильмов «Гора самоцветов». Каждый мультфильм посвящен сказке народа, населяющего ту или иную территорию России. Каждый мультфильм начинается одинаково «Мы живем в огромной стране России. Наша столица город-герой Москва. Сегодня мы с вами будем смотреть сказку такого-то народа, проживающего там-то» Все это на фоне карты России. Все это невольно заставляет гордиться бескрайней страной. Именно так, с малого возраста воспитывается патриотизм.

Вы что-то подобное видели на Украине? Я – нет.

Снижение качественных параметров информационных ресурсов усложняет принятие самых важных политических и экономических решений и при формировании государственной политики ведет к подрыву авторитета органов государственной власти в обществе и на международной арене, нарушению функционирования системы государственного управления и контроля техногенно-опасных объектов, систем управления войсками и т.п.

О каких качественных параметрах можно говорить сегодня, если нет практически самих ресурсов?

Список вопросов можно продолжать практически бесконечно, увы.

Реклама

6 Responses to Размышления о состоянии информационной безопасности на Украине -2

  1. Ingvar:

    Написано все по делу… Видно, что уже «накипело». Но, к сожалению, государство такое…
    Для расширения данной тематики, со своей стороны могу рекомендовать работы Б.А. Коромич — «Інформаційна безпека: організаційно-правовіоснови» и А.І. Марущак — «Інформаційне право: регулювання інформаційної діяяльності». Как говорится «Сам користуюся та й Вас запрошую» )))
    С ув., Ingvar

    • Если есть в электронном виде — поделитесь?

      • Ingvar:

        Владимир, к сожалению в электронном виде указанной литературы у меня нет. Я из той категории людей, которым гораздо удобнее работать с книгой. ) В «твердой копии», да, эти книги у меня есть…
        Теперь по Вашей статье, приведенной выше. Несколько лет назад я готовил определенный материал по схожей тематике. В то время попался, на мой взгляд, достаточно интересный материал по поводу нац.безопасности в информационной сфере. Найти его можно по адресу: http://www.rnbo.gov.ua/news/662.html?PrintVersion. Информация хоть и несколько устаревшая, но некоторые аспекты актуальны и сегодня…
        С ув., Ingvar

  2. Максим Перехрест:

    Добрый день! Могу сказать, что в России положение, на мой взгляд, не намного лучше. Ваш тезис («Основная цель — украсть и убежать») к нам тоже неплохо подходит. Я недавно просто ужаснулся — процентов 80 информации в Инете и телевидении подаётся под соусом «дай денег». Т.е. информация может быть вполне нормальной, но сделано всё, чтобы завладеть твоими деньгами. Дошло уже до того, что на федеральном спортивном канале показывают боевики с кучей рекламы, на сайте ведущей спортивной газеты рекламируют водку… Я видел только один телеканал (православный), существующий, в основном, на пожертвования, и избежавший такого безобразия.
    Хит последнего времени у нас в Красноярске — акции по сбору средств больным детям и возрождение финансовых пирамид. Вроде должны были люди стать разумнее, а получается-то наоборот. Да, государство пытается возродить чувство патриотизма в людях, но вот какие ценности должны лежать в основе такого государства — загадка.
    Разговариваю со студентами-менеджерами, объясняю, что самый важный момент для фирмы — репутация. А они мне: «А зачем? Два года фирма поработала, закрыли её, создали новую, работаем дальше…»
    Так что тут мало, на мой взгляд, усилий государства, пока люди сами не вникнут в проблему — толку мало будет. Но вот как этого добиться?.. Я не знаю… Неужели права пословица: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится»?
    PS Извините за сумбур, наболело…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: